V.İ.P.Magazine
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
V.İ.P.Magazine


 
ФорумФорум  ГалереяГалерея  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  Вход  

 

 ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ

Перейти вниз 
Участников: 2
АвторСообщение
ARTUR
Залетный
Залетный
ARTUR


Мужчина
Количество сообщений : 2
Возраст : 28
Географическое положение : КАЗАХСТАН
Знаки отличия: :  
Дата регистрации : 2009-01-20

ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ Empty
СообщениеТема: ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ   ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ Icon_minitimeВт Янв 20, 2009 1:37 am

Тэйпы Вайнахов
Мялхий (Маьлхий):
1. 1амхой Бястий (Б1аьетий),
2. Амхой (1амхой), занимавшие юго-западный район Чечни на границе с Хевсуретией и Ингушетией
3. Б1аьстий,
4. Барчахой (Барчахой),
5. Бенастхой (Б1енастхой),
6. Дж1архой,
7. Италчхой (Икалчхой),
8. Камалхой (Камалхой),
9. Кеганхой (К1еганхой),
10. Коратхой (Кхоратхой),
11. Меший (Меший),
12. Саканхой (Саканхой),
13. Тератхой (Тератхой),
14. Чархой (Ч1архой),
15. Эрхой (Эрхой)
16. Юеганхой,

Нохчмахкахой (Нохчмахкахой):
1. 1аларой
2. Айткхалой,
3. Белг1атой,
4. Беной,
5. Билтой,
6. Г1ордалой,
7. Гендаргеной,
8. Гуной,
9. Даттыхой
10. Зандакъой,
11. Ихирхой,
12. Ишхой,
13. Курчалой,
14. Сесанхой,
15. Сингалхой,
16. Харачой,
17. Ц1онтарой,
18. Чартой ,
19. Чермой,
20. Ширди
21. Шуоной,
22. Эг1ашбатой,
23. Элистанжхой,
24. Энакхалой,
25. Энганой,
26. Эрсаной(Эрсеной)
27. Ялхой

Терлой:
1. Бавлой (БIавлой),
2. Бешни (Боьшни),
3. Жерахой,
4. Кенахой (Кхенахой),
5. Мацархой (МацIархой),
6. Никарой,
7. Ошний (Оьшний),
8. Санахой,
9. Шюидий (Шуьндий),
10. Элтпархой (Элтпхьархой)

Чантий (ЧIаьнтий):
1. Бугарой (Буг1арой),
2. Дерахой (Доьрахой),
3. Дышни
4. Кхокадой (Кхуокхадой),
5. Хачарой (Хьачарой)
6. Хилдехарой (Хилдехьарой),

Чебарлой (ЧIебарлой):
1.Арстхой
2.Ачелой
3.Басой
4.Бегачерхой
5.Босой
6.Буни
7.Гулатхой
8.Дай
9.Желашкхой
10.Зуьрхой
11.Ихарой
12.Кезеной
13.Кири
14.Кулой
15.Лашкарой
16.Макажой
17.Нохчи-келой
18.Нуйхой
19.Осхарой
20.Ригахой
21.Садой
22.Салбюрой
23.Сандахой,
24.Сиккхой
25.Сирхой
26.Тундухой
27.Харкалой
28.Хиндой
29.Хой
30.Цикарой
31.Чебяхкинхой,
32.Черемахкхой
Шарой:
1. Дунархой,
2. Жог1алдой,
3. Икъарой,
4. Качехой,
5. Кевасхой,
6. Кинхой,
7. Кири,
8. Мазухой,
9. Серчихой,
10. Хашалхой,
11. Химой,
12. Хиндухой,
13. Хихой,
14. Хуландой,
15. Хьакмадой ,
16. Чейрой,
17. Шикарой,
18. Цеси

Шотой (Шуотой):
1. Варандой
2. Вашиндарой
3. Гаттой
4. Горгачхой
5. Дехестой
6. Келой
7. Мускулхой
8. Мяршой
9. Нихалой
10. Памятой
11. Рядухой
12. Саной
13. Саттой
14. Тумсой
15. Урдюхой
16. Хаккой
17. Халкелой
17. Харсеной.
Орстхой:
1. 1алхой,
2. 1андалой,
3. Белхарой(Белхароевы, ингушская фамилия)
4. Бокой,
5. Булгучхой,
6. Виелха-некъи,
7. Г1арчой,
8. Галай,
9. Гандалой,(Гандалоевы, ингушская фамилия)
10. Мержой.(Мержоевы, есть и чеченская и ингушская ветвь)
11. Мужахой,(Мужухоевы, ингушская фамилия)
12. Мужгахой
13. Оьргхой,
14. Фергхой,(Фаргиевы, ингушская фамилия)
15. Хевхарай,
16. Хьевхахарой,
17. Цечой(Цечоевы, ингушская фамилия)

Тейпы не входящие в туккхумы:
1. Гухой
2. Гучингхой (некоторые относят данный тейп вместе с Чинхой к тукхуму Терлой, другие без Чинхой относят к тукхуму Шатой)
3. Дзумсой
4. Зумсой ( Буг1арой),
5. Майсты, некоторые ученые выдвигают как тукхум
6. Мулкьой
7. Нашхой, ( чармахой, мозг1ара :)
8. Пешхой
9. Хукой
10. Чинхой(есть предположения, что данный тейп вместе Гучингхой входит в тукхум Терлой)

Тейпы грузинского происхождения:
1. Ардалой
2. Бацой( не путать с бацбийцами, проживающими в Грузии)
3. Гьуржий
4. Мехалой
5. Чартой
6. Шой

Тейпы дагестанского происхождения:
1. 1андий (андийцы)
2. Акхшой
3. Алмакхой
4. Анцадой
5. Арг1аной
6. Ахтой
7. Боьртий
8. Г1аз-г1умкий (лакцы)
9. Г1алг1тлой
10. Г1умкий (кумыки)
11. Данухой
12. Ж1ай
13. Этлой
14. Ког1атий
15. Кулинахой
16. Куьбчий (кубачинцы)
17. Къордой
18. Мелардой
19. Никотой
20. Саьрхой
21. Сог1аттой
22. Сулий (аварцы)
23. Т1ундалххой
24. Таркхой (кумыки)
25. Х1акарой
26. 1удалой
27. Ц1адархой (цударинцы)
28. Чанакхой
29. Чунгарой
30. Шолардой

Тейпы происхождения иных народов:
1. Абзой - абазинского происхождения
2. Арселой - русского происхождения.
3. Г1ебертлой - кабардинского происхождения
4. Жугтий - еврейского происхождения
5. Ног1ий - ногайского происхождения
6. Орси - русского происхождения
7. Туркой - турецкого происхождения
8. Черказий - черкесского происхождения
9. Г1езлой - татарского происхождения

Неизвестные, (по всей вероятности в данном списке ветви отколовшиеся от тейпов, или начавшиеся самостоятельное существование.)
1. 1амахой
2. Белхой,
3. Бецахой,
4. Бигахой,
5. Г1арчой
6. Г1ой,
7. Галой,
8. Гилой,
9. Зурзакъой,
10. К1сганхой,
11. Кей,
12. Кхартой,
13. Мазархой,
14. Маршалой
15. Мерлой,
16. Сахьандой,
17. Сярбалой,
18. Тулкхой,
19. Хурхой,
20. Хьуркой,
21. Цацанхой,
22. Ч1архой,

А КАКОГО ТЫ ТЭЙПА?
Вернуться к началу Перейти вниз
ARTUR
Залетный
Залетный
ARTUR


Мужчина
Количество сообщений : 2
Возраст : 28
Географическое положение : КАЗАХСТАН
Знаки отличия: :  
Дата регистрации : 2009-01-20

ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ Empty
СообщениеТема: Re: ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ   ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ Icon_minitimeВт Янв 20, 2009 1:39 am

Хилдехарой
Вернуться к началу Перейти вниз
Заурбек
в доску свой
в доску свой
Заурбек


Мужчина
Количество сообщений : 63
Возраст : 32
Географическое положение : Алматы
Знаки отличия: :  ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ 8608d579c7c2

ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ 362b3bdb504a
Дата регистрации : 2009-01-15

ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ Empty
СообщениеТема: Тэйповое деление чеченцев   ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ Icon_minitimeСр Янв 28, 2009 3:09 am

Тэйповое деление чеченцев
Большая часть представлений о Чечне, к сожалению, относится к области мифов. Не стала исключением в этой области и сложная система тайпового деления чеченского общества.
В начале 90-х гг. ХХ в., когда появились первые публикации о людях, десятилетиями находившихся в рабстве в горной Чечне, и преступных группировках, принесших в Москву и Петербург древние законы кровной мести, чеченцы в глазах многих стали представляться, как народ, живущий исключительно по варварским правилам и не признающий современных законов. Публиковались сомнительные публикации о традиционном доклассовом устройстве чеченского общества, из которых вытекало, что его основой едва ли не до сих пор являются род и племя.
Внесла свою лепту и война, которая, как известно, всегда самым серьезным образом трансформирует общество, разрушая сложившиеся в нем социальные связи и деформируя всю его традиционную структуру. Общество, прошедшее через мясорубку войны, распадается. При этом раздробленными оказываются не только тайпы, но и многие семьи. В полной мере это коснулось и чеченского общества. За десять лет военных действий чеченцы пережили массовый исход из Чечни – был момент, когда на территории республики оставалась всего треть ее довоенного населения.
Если смотреть на вещи реально, то тайпы Чечни ни в коем случае нельзя рассматривать, как аналог народов Дагестана, на базе представительства которых удалось выстроить вполне прочную структуру республиканского управления. Число тайпов гораздо больше. В отличие от этнической группы тайп – крайне размытая, архаичная и неформальная социальная категория, которая к тому же не способна иметь четкого представительства во властных структурах.
За годы катастрофы чеченское общество обратилось к древнейшим механизмам выживания – не к мифам о тайпах, а к живой традиции сельской общины. На уровне селений традиционная общественная структура действительно отчасти сохранилась. На войне, когда вставал вопрос о выживании и физической сохранности населенных пунктов, именно традиционные институты работали весьма эффективно, решая насущные проблемы. Однако переоценивать местную этническую специфику тоже ни в коем случае нельзя.
Вопросы, связанные с тайповым делением чеченского народа, остаются актуальными, как никогда. Кому-то интересны сомнительные публикации о традиционном доклассовом делении чеченцев. Но, к счастью, есть и те, кто стремится постичь истину. Именно ради них мы задали несколько интересующих пользователей сайта вопросов доктору исторических наук, доктору филологических наук, профессору Ибрагиму Юнусовичу Алироеву, занимающемуся исследованием вопросов, связанных с тайповым делением чеченцев.
Очень многих интересует происхождение тайпов с еврейскими корнями, места их проживания в Чечне, а также отношение к представителям этих тайпов.
Каково же мнение профессора И.Ю.Алироева по этим и другим вопросам?
«Сам вопрос о тайповом составе чеченцев – очень сложный. Исследователи Чечни выделяют 135-140 тайпов. Многие из них имеют древние корни, но есть и недавно образованные. При том происхождение этих тайпов – разное. Некоторые названия связаны с местом жительства, другие – с родом занятия. Что касается слияния некоторых тайпов с еврейским народом, то это соответствует действительности. Дело в том, что после разгрома Хазарского государства (а оно было еврейским) русским князем Святославом, в войске которого были и чеченские полки, евреи потоками двинулись в густо населенные места Северного Кавказа. Одни из них поселились в Дагестане (там они образовали свой отдельный этнос – таты), другие обосновались в Азербайджане, Чечне, Кабардино-Балкарии, Черкеске, где основным родом их деятельности стала торговля. До сих пор в некоторых городах этих республик есть еврейские улицы.
Вопрос о слиянии евреев с чеченскими племенами – не нов, но его никак нельзя считать устаревшим. Многие плоскостные племена имеют еврейские корни. Есть в Чечне и самостоятельный еврейский тайп (который так и называется), зоны компактного расселения которого находятся в Надтеречном районе и на Тереке. Члены этого тейпа уже давно ассимилировались и даже отрицают свое еврейское происхождение.
Возьмем какой-то конкретный тайп, имеющий еврейские корни. Например, дишни тайпа. Да, считается, что этот тайп имеет еврейское происхождение, но в то же время он имеет и другие корни. И однозначного указания на дишни тайта, как на еврейский тайп, быть не может.
Отвечая на вопрос о том, насколько сохранились тайповые институты в современной Чечне, Ибрагим Алироев сказал: «Должен заметить, что они играют достаточно серьезную роль и сегодня. В частности, в социальной жизни. Так, например, много «тайповых» злоупотреблений наблюдается при назначении на работу. Я считаю, что это – очень парадоксальное явление. Оно вредно, но в тоже время и полезно – с точки зрения взаимной поддержки. И эта взаимосвязь будет сохраняться достаточно долго».
Вернуться к началу Перейти вниз
Заурбек
в доску свой
в доску свой
Заурбек


Мужчина
Количество сообщений : 63
Возраст : 32
Географическое положение : Алматы
Знаки отличия: :  ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ 8608d579c7c2

ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ 362b3bdb504a
Дата регистрации : 2009-01-15

ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ Empty
СообщениеТема: Re: ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ   ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ Icon_minitimeВс Мар 01, 2009 6:42 pm

Ниже — список с названием туккхума, к которому принадлежит тейп, краткое описание. Алерой — туккхум Нохчмахкахой — небольшой из восточной Чечни, село Алерой Курчалоевского района.

БелгIатой — туккхум Нохчмахкахой — когда-то был подразделением Белтой.
Беной — туккхум Нохчмахкахой — вероятно, самый крупный из тейпов.
Бешни — туккхум TIepлой — горный, расселён на юго-востоке. Обладает своей горой — Б1авлой Лам.
Билтой — туккхум Нохчмахкахой — из ножайюртовского района.
Зандкъхой туккхум Нохчмахкахой- Большая часть из аула Зандак. Есть еще зандкъхой которые давным давно уехали из Зандака.
Варандой — туккхум Шуотой — один из самых известных горных тейпов.
Гендаргеной — туккхум Нохчмахкахой — из исторического центра Чечни Нохчиймохка.
ГIордалой — туккхум Нохчмахкахой
Гуной — туккхум Нохчмахкахой — расселён на северо-востоке;
Евлой — известный чеченский тейп ингушского происхождения.
Зумсой — горный.
Зурзакхой — считается одним из самых исконных.
Кей — горный, обладает своей горой Кей-лам, которая находится на территории современной Ингушетии. Большая часть живет в селе Кень-юрт(бывший Кей-юрт) и Толстой-юрт.
Келой — горный.
Мялхи — несколько отделенный от чеченцев тейп.
Маршалой
Курчалой — туккхум Нохчмахкахой
Мулкой — небольшой, расселён в горах (Шатоевский район).
Нашхой — этногенетический центр средневековых нохчиматиенов.
Пх1амтой/Памятой — исконно горный тейп чеченского народа
Пешхой
Ригахой — туккхум Чебарлой , Шаройцы
Саттой — туккхум Шуотой — тейп
Тумсо — [Родом из Шатойского района Чечни] — Вообще, Тумсо — Зумсо — Чанти — считаются родственными тейпами. Избранные представители проживают в райцентре Ачхой-Мартан. Здесь проживают потомки Тети(отсюда и название Тети некъ)
Туркой, — живут в Урус-Мартане, Шали, Гойтах, Рошни-чу, Хамби-Ирзи, Шаами-Юрте, Гехах, Элистанжи, в ряде других населенных пунктов Чечни. Самый известный топоним в ЧР, связанный с Турко — Туркой кешнаш в Урус-Мартане.
Х1ачарой
Харачой — туккхум Нохчмахкахой — рано попал на страницы письменных русских документов.
Хиндхой — небольшой, расселён в горах в районе Галанчожа. Входит в тукхум Шарой
ЦIонтарой — туккхум Нохчмахкахой — один из самых исконных чеченских тейпов, а также один из самых многочисленных, расселён в основном на востоке.
ЦIеси — проживают по всей ЧР, происходят из одноименной высокогорной местности, основной топоним ЦIеси-лам. Входят в тукхум Шарой, в число «основных» братских тейпов Шарой, Шикарой и ЦIеси (3 тейпа от которых произошли остальные шароевские)
Чантий (чеч. ЧIаьнтий).Туккхум и тейп вышедший из горно башенного село Тазбичи (чеч. ЧIаьнтий-Мохк). Есть родовая гора ЧIаьнтий-Борз-лам и перевал ЧIаьнтий-Барз и река ЧIаьнтий-Орг.
Чартой — туккхум Нохчмахкахой — миротворцы и посредники в делах. Существуют несколько версий происхождения названия и происхождения этого тейпа.1.Название горы и когда-то села в Шатойском районе.2.Существует версия что они выходцы из Грузии и название тейпа произошло от местности Чартали на севере Грузии, так как в свое время чеченцы заселяли северные районы Грузии. Чартой живут на равнине, кстате они основали города Гудермес и состовляют его основное население также их можно встретить в Шали,Мескер-юрт,Аргун,Автуры и селах Надтеречного района а также во всех больших населенных пунктах вилаята Нохчи-чё.
Чермой — туккхум Нохчмахкахой — расселён в основном в селе Мехкеты. Есть родовая гора Чермой-лам.
Чиннахой
Чинхой — туккхум Терлой
Чунгарой — довольно многочисленный тейп, проживают в Урус-Мартане, Гойтах, где есть одноименные юкъ. В других населенных пунктах ЧР.
Эг1ашбатой — туккхум Нохчмахкахой — расселён по всей Чечне. Но большинство находится в Нохчимохк(равнинная часть Чечни).
Элистанжо — туккхум Нохчмахкахой — из села Хаттуни Веденского района. Переселился в Алды около Грозного.
Энганой — туккхум Нохчмахкахой — расселён по всей Чечне. Считается, что из него происходят мусульманские проповедники.
Эрсеной — туккхум Нохчмахкахой — на востоке в области Нохчимокх (Шалинский, Гудермесский районы).
Ялхой — туккхум Нохчмахкахой
Ялхорой — есть село Ялхорой, названное по имени тейпа.
Хой — туккхум Шаройцы, чеберлойцы.
Вернуться к началу Перейти вниз
Заурбек
в доску свой
в доску свой
Заурбек


Мужчина
Количество сообщений : 63
Возраст : 32
Географическое положение : Алматы
Знаки отличия: :  ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ 8608d579c7c2

ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ 362b3bdb504a
Дата регистрации : 2009-01-15

ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ Empty
СообщениеТема: Re: ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ   ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ Icon_minitimeВс Мар 01, 2009 6:43 pm

Тейп (чеч.-тайп) — единица родоплеменной организации Вайнахского народа, состоящая из нескольких родовых общин (союзов общин) и самоидентифицирующаяся общим происхождением от конкретного лица (рода), рода занятий (например БIовлой (чеч. башня)) либо происхождения.

В Чечне 19 века 135 тейпов, из которых 35 % имеют нечеченское кровное происхождение. Горных тейпов всего 100—110, равнинных — 60-70 в настоящее время. Чеченцев — по минимальным оценкам свыше 1 млн 360 тыс. человек.

Принципы организации тейпа:

1. Единство и незыблемость тейповых отношений для каждого сородича тейпа.

2. Право на общинное землевладение.

3. Объявление всем тейпом кровной мести другому тейпу за убийство и общественную дискредитацию члена данного тейпа.

4. Безусловное запрещение брака между членами одного тейпа.

5. Оказание отдельным членам тейпа помощи в случае бедствий или несчастий.

6. В случае смерти члена тейпа — объявление траура всем тейпом. Строгое воздержание от участия в увеселениях.

7. Тейпом руководил тайпанан хьалханча — предводитель тейпа, возглавлявший Совет старейшин.

8. Выбор предводителя, производившийся Советом старейшин, не носил наследственного характера.

9. Каждый тейп имел свой Совет старейшин.

10. Совет старейшин избирался из числа мудрых и уважаемых людей пожилого возраста, но независимо от имущественного ценза.

11. Совет старейшин заседал открыто и каждый чеченец мог прийти по своему желанию и присутствовать сам, получить слово и высказать свое мнение.

12. Все члены Совета старейшин имели равные права.

13. Тейп имел право смещать и назначать своего предводителя и военачальника.

14. Бесправное положение женщины при решении правовых вопросов.

15. Право на усыновление посторонних людей — принятие в состав данного тейпа.

16. Переход имущества умершего к членам тейпа.

17. Каждый тейп имел свое определенное имя, полученное им от своего предполагаемого родоначальника и принадлежавшее исключительно ему одному.

18. Тейп занимал особую территорию и имел свою тейповую гору.

19. Тейпу принадлежала и тейповая башня, возведенная его родоначальником.

20. Тейп имел свое божество с определенным образом религиозного культа.

21. Тейп открывал праздники, связанные с культом своего божества.

22. Тейп имел свое отдельное тейповое кладбище.

23. Тейповое гостеприимство.

Структура тейпа в средневековье:

1. Род (тейп) возглавлял предводитель рода (тайпана хъальмчха). Род мог возглавить только член рода и всегда по крови. Род возглавлял не обязательно старейшина, налицо были только заслуги перед родом. Предводитель рода избирался Советом старейшин на неопределенный срок. Выбор предводителя рода не носил наследственного характера. Предводитель рода возглавлял, только если можно так сказать, гражданскую организацию рода.

2. Совет старейшин (тайпан кхел) руководил всей жизнедеятельностью рода. При выборе в Совет старейшин в принципе отсутствовал элемент наследования. Совет старейшин формировался по представительному принципу на неопределенный срок, обычно до смерти старейшины или его немощи, препятствующей участию в работе совета. Совет старейшин выбирал предводителя рода и военного предводителя рода. Реально Совет старейшин выбирался по принципу представительства от селения или внутри его на общем собрании членов рода, но постоянным органом был именно Совет старейшин, а не собрание рода. Реально это была единственная функция собрания рода.

3. Военный предводитель рода (баяччи) мог быть и не ч лен рода по крови, он возглавлял всю военную организацию рода. Военный предводитель рода выбирался Советом старейшин и в расчет принимались военные навыки и доблести. Военный предводитель рода не подчинялся предводителю рода по военным вопросам.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
ВАЙНАХСКИЕ ТЭЙПЫ
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
V.İ.P.Magazine :: Народы Кавказа :: Чеченцы-
Перейти:  
ILK-10 Azeri Website Directory Rambler's Top100

Valid XHTML 1.0 Transitional UcoZ Web Services www.vaau.ru Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов iLinks.RU

}
Создать форум | ©phpBB | Бесплатный форум поддержки | Сообщить о нарушении | Последние обсуждения